Издательство православной литературы
Для авторов    
Отдел продаж    
eMail    
Skype    

Под звездой Рождества


  30.06.2019
  Конкурс православного рассказа "Радости и печали моего детства"
Под звездой Рождества В эту ночь я не могла уснуть. То и дело вскакивала с кровати, смотрела на часы, боясь проспать. И вот, наконец, зазвонил будильник.
     Пять часов, за окном ночь.
     - Коля, Коля,  вставай, нас ждут! - прошептала я, обращаясь к брату, спящему на соседней кровати.
     Брат что-то пробубнил и перевернулся на другой бок.
     - Ах, ты так! – возмутилась я, - Ну, оставайся тогда дома, без тебя обойдёмся!
     - Да не встаю я, встаю! – недовольно ответил Коля, и, резко вскочив, сел на краешке кровати.
     А через пять минут мы уже были на углу улицы, где нас ждала компания ребят разного возраста, человек пятнадцать.
     - Ну, пора! – громко произнес Ванька Овсов – Какой двор первый?
     Ванька гордо встал впереди всех, потому что в руках его была Вифлеемская звезда, которую мы мастерили вместе весь вчерашний вечер. Звезду мальчишки вырезали из фанеры и водрузили ее на длинную тонкую палку. А мы, девочки, покрасили звезду золотой краской, а края обклеили фольгой, чтобы сияла, как настоящая, новозаветная.
     До первого двора шли, молча, видимо, потому что некоторые из нас еще клевали носом. В хате станичного атамана горел свет. Это значит, что хозяева ждут христославов. Такой условный сигнал был известен каждому станичнику. И всё же для приличия Ванька постучал кулаком в дверь и громко спросил:
    - Хозяева, прославить можно?
    Дверь отворилась,  в проеме появилась приветливая атаманша (так мы между собой называли жену атамана) и попросила нас пройти на кухню. Кухня в атамановой хате просторная, но наша команда едва в ней поместилась. Свет здесь был приглушенным. В красном углу, под иконами, горела лампада. На столе, застеленном белоснежной скатертью, стояли вазы с приготовленными для христославов угощениями – конфетами в блестящих обертках, домашними пряниками и печеньем. А между вазами - небольшой сундучок с поднятой крышкой, полный монет.
     - Здорово ночевали, хозяева! С праздничком, с Рождеством Христовым! – дружно прокричали мы.
    - Слава Богу! – с улыбкой ответила хозяйка. – А хозяин-то в храме, еще с праздничной службы не возвернулся. Ну, это ничего. Вы славьте, славьте!
     И мы запели: «Рождество Твое, Христе Боже наш…»
     Тропарь мы знали давно, еще с детского сада, но все равно накануне Рождества собирались на спевки. Кто-то из нашей компании приглашал всех к себе домой. Мама гостеприимного мальчика или девочки поила нас чаем со сладостями, а после угощений мы долго репетировали. Учили текст на совесть, по молитвослову проверяя  друг друга на правильность произношения старинных слов. Это для того, чтобы не было смешных и глупых случаев, какие происходят с ребятами из других компаний. Бабуля моя рассказывала, как однажды к ней пришли два христослава, которые, видимо, учили тропарь и кондак на слух. Бабушка смеялась: «Вот потешили, так потешили! Егорка-то Колотовкин вместо «учахуся» спел «уча гуся», а Женька Середин с сурьезным видом затянул: «Вижу волк со звездою путешествует». Вот так-то бывает!»
     Мы пели правильно, слаженно. Никто не старался перекричать друг друга. Пели тихонечко, как ангелы. Ангелы ведь негромко поют, но Бог их слышит. И нас слышал тоже. И радовался нашему пению вместе с хозяйкой дома, которая, не сводя с нас глаз, внимала пению. Улыбка на лице атаманши была такой ласковой и светлой, что хотелось смотреть и смотреть на нее. Но песнопение закончилось,  и хозяйка бросилась к столу за угощениями.
     - Ах, какие молодцы! А дружные-то какие! Вот я вам полные карманы сладостей-то насыплю.  Да по монетке дам. Подставляйте карманы-то! – приговаривала атаманша.
     Мы с благодарностью и восторгом в глазах приняли дары, перекрестились в сторону икон и, простившись с гостеприимной хозяйкой, вышли из хаты. До следующего двора шли уже не сонно, но шумно и весело.
     Много дворов мы обошли, даже со счета сбились. По пути встречались другие христославы, тоже веселые, радостные, с полными сумками. И тоже со звездами.
     Когда совсем рассвело, я скомандовала:
     - Ребята, еще в один двор заходим, а потом идем по домам. Нужно подарки дома оставить, отдохнуть немножко, а потом в храм поспешить.
     - Звезду с собой в храм берем? – спросил Ванька.
     - Берем. Она сегодня нам путь освещает. Без нее нельзя, – деловито ответил мой брат Коля.
     В храме нас уже ждали. По традиции в Рождество Христово взрослые и ученики Воскресной школы каждый год приглашали станичных детей на праздник с кукольным спектаклем и сладким столом.
    Старшеклассница Валерия стояла у церковной лавки, следила за тем, кто вошел, и записывала имена гостей на листочек.
    - Это для молебна. Батюшка помолится за наше здравие, - деловито поясняла она каждому.
     Некоторые дети пришли на праздник с мамами и с папами, с бабушками и дедушками. И теперь они вместе ходили по храму, рассматривая иконы и расставляя свечи по подсвечникам.
     Много людей собралось у вертепа. Здесь было не то чтобы шумно, но очень оживленно. В вертеп заглядывали, им любовались, некоторым даже удавалось зайти внутрь. Взрослые фотографировали своих чад рядом с яслями.
    Мы с Колей тоже подошли к вертепу. Его каждый год делал Стахий (так величал батюшка церковного чтеца).  Накануне Рождства станичные казаки  привозили в храм много огромных сосновых веток, а Стахий сооружал из них нечто похожее на глубокую пещеру. Так было и в этом году. Матушка Ирина вместе с учениками Воскресной школы украсили вертеп разноцветными гирляндами. Вглубь пещеры поставили деревянные ясли, устланные душистым сеном. В ясли положили небольшую икону Рождества Христова. Вот и все убранство. Такая скромность была до того трогательной, что хотелось плакать. Представляете, когда-то вот в такой же пещере родился Царь Мира, и Пресвятая Дева положила его не в роскошную царскую колыбель, а в самые обыкновенные ясли!
     Тем временем, в зрительном зале мальчишки закончили расставлять мягкие стулья. Всё было готово к началу праздника. Из алтаря вышел батюшка, встал к иконе Рождества Христов. Дети и взрослые подошли к нему поближе. Начался молебен. Во время молебна мы все вместе трижды пропели тропарь. Это был такой мощный хор, что сердце вырывалось из груди от радости и восторга. Это мы, Господи, поем Тебе славу!
     Батюшка благословил всех и сел в зрительный зал. И нас пригласили занять свои места. Мальчишки вынесли на середину импровизированной сцены ширму, украшенную серебряными звездами, и началось кукольное представление. Каждый год нам показывали спектакль об одном и том же событии. Но каждый раз сценаристы смотрели на историю рождества Божьего Сына как бы с другого ракурса. И поэтому нам не было скучно, и мы всегда открывали для себя что-то новое.
     И вот спектакль подошел к кульминации.  Под таинственную музыку малыши вынесли ясл. А затем малышка Даша очень торжественно и одновременно нежно вынесла куклу, олицетворяющую Младенца Христа, и  положила ее в ясли, на сено. В этот момент мой братишка Коля с торжественным видом поднялся со стула, деловито перекрестился, вышел на сцену, встал перед ширмой и начал читать стихи, написанные  к празднику нашей учительницей Натальей Викторовной.
Ангел летел с золоченой трубой
Над припорошенной снегом землей.
«Люди, проснитесь! – он всем возвещал, -
Бог во спасенье вам Сына послал.

Нынче Спаситель в пещере рожден,
В ясли положен с соломою Он.
Дева Мария качает Христа,
От Чистоты родилась Чистота.

Люди, спешите к Нему на поклон
С разных отечеств и с разных сторон.
К Богу стремитесь вы всем существом!
Пойте, ликуйте! Всех-всех с Рождеством!
         Неужели это мой брат так замечательно читает стихи?! Неужели это тот, кто каждый день достает меня своими капризами?! Как же мне в этот момент захотелось подбежать к Кольке, прижать его к себе и сказать: «Как я люблю тебя, братишка! Ты у меня самый лучший!»
     Спектакль закончился, куклы вышли на поклон. Злой царь Ирод умер от своей злости,  а Дева Мария счастлива, хотя глаза ее все равно печальны. Это, наверное, от того, что ангелы уже известили Богородицу о том, какая судьба ждет ее Сына.
     После представления гостеприимные взрослые прихожане пригласили всех-всех детей за стол отведать праздничные угощения. Все было очень вкусно, но больше всего мне понравились блины, испеченные приходской старостой Надеждой Дмитриевной. Таких блинов я нигде не ела. Я подумала о том, что, наверное, когда Надежда Дмитриевна пекла блины, ангелы пели для нее свои прекрасные песни. Потому-то и блины получились необыкновенно вкусными.
     - Дети, как покушаете, подходите ко мне за подарками! – громко объявила Надежда Дмитриевна.
     За новогодние каникулы нас, конечно, уже разбаловали подарками. Но подарки, полученные на Рождественской елке, были особенными, потому что их нам вручили здесь, в Божьем храме.
     Мы расходились по домам в радостном настроении. Усталости не чувствовалось. На улице встречались прохожие, и мне так хотелось каждого человека обнять и сказать много добрых и хороших слов!
      Все люди живут  под Звездой Рождества, а потому они счастливы. Просто многие не знают об этом.

Ссылка:  https://vk.com/photo-21506915_456240946

Возврат к списку