Издательство православной литературы
Для авторов    
Отдел продаж    
eMail    
Skype    

Театр и жизнь глазами второклашки


  03.06.2019
  Конкурс православного рассказа "Радости и печали моего детства"
Театр и жизнь глазами второклашки Давно это было. Нет уже той страны, память о ней уходит все дальше, все больше размывается временем. Современному поколению сложно, наверно, поверить, что детство в СССР, действительно, было счастливым. А если и поверят, то снисходительно улыбнутся:"Да что вы тогда понимали в счастье? Вы же не знали, каким оно может быть, вам сравнивать было не с чем!"
Все так и все не так. Не совсем так. Начать с того, что детство - самая счастливая пора в любую эпоху и в любой стране. И это не требует доказательств. А продолжить... А продолжить хочу рассказом из своего детства, воспоминанием о первом своем походе во "взрослый" театр и первом разочаровании в этих самых взрослых. А причем тут счастье, спросите вы? Наверное, при том, что память хранит эти переживания как одно из самых ценных открытий мира, дарованные детством...
Итак, наш второй класс "А", как и "Б", как и другие вторые, третьи, и, кажется, еще и четвертые - многовато нас было, одни только вторые-третьи такой толпы не создали бы - отправился на взрослый спектакль взрослого же театра. Отправились, само собой, под присмотром учителей, дружным, сплоченным в пары коллективом.
Возбуждение зашкаливало. На детских утренниках, спектаклях, постановках многие не раз уже бывали. Но на "настоящий" взрослый спектакль!.. Мы будто выросли в глазах друг друга, важно переглядывались, шли чинно, стараясь не особо шуметь. Страшно было что-то нарушить и лишиться возможности попасть в театр, потерять неожиданное доверие взрослых, благодаря которому мы отправились в их таинственный мир.
Сейчас, вспоминая то время, я понимаю, что скорее всего, у театра горел план посещаемости. Планы в Стране Советов спускались всем и на все: квартальные, годовые, планы на пятилетку. И, в отличие от сегодняшних планов, планы советские были обязательны к выполнению. Невыполнение грозило всевозможными карами, начиная от лишения премии (премия - переменная часть зарплаты, размер которой напрямую зависит от % и сроков выполнения плана) и заканчивая потерей руководящих должностей. Терять деньги не хотел никто, тем более, что премия, зачастую была больше основного оклада. Поэтому посещаемость провинциальных театров выравнивали всеми возможными методами, в том числе и за счет массовых добровольно-принудительных мероприятий.
Да, был еще немаловажный фактор. Каждый советский театр обязательно включал в репертуар патриотические пьесы советских же авторов. И за посещаемостью спектаклей по этим пьесам руководство, в лице местных представителей партии и правительства, следило особо. И о посещаемости таких патриотических спектаклей составлялся отдельный отчет. Это, конечно, мое предположение, но думаю, оно не особо отличается от советской реальности.
Как раз на такой патриотический спектакль дружно шли в тот день наши вторые, третьи, четвертые. Мы ничего не подозревали о "коварстве" взрослых, выполнявших свои планы за наш счет. Да и зачем было забивать голову ненужными мыслями в предвкушении СОБЫТИЯ, ожидающего нас впереди.
Спектакль, кстати, был вполне понятным и интересным для детского возраста. (Уж как его выдерживали взрослые, не знаю, не могу сказать.) Смутно вспоминаю сейчас, что действие происходило, вероятно, в воинском штабе: актеры были в военной форме. Спектакль был не про войну, про "наше" (тогдашнее, советское) время. В воинский штаб пробралась коварная шпионка - этакая миледи, засланная буржуями к честным, прямодушным советским военным. Шикарная блондинка печатала под диктовку доверчивых военных приказы, ухитрялась передавать эти приказы своим буржуям, а попутно еще и очаровывала "нашего" военного - самого молодого и красивого, конечно. Она выманивала у своего воздыхателя секретные данные, но однажды пришел момент, когда красавец в военной форме задумался: а почему же врагам Советской страны становятся известны все те же самые секреты, которые известны ему?
Не знаю, как должно было пойти действие спектакля по замыслу автора. Вероятно, военный узнал бы шпионку по почерку (уже не помню точно как оно было, но, видимо, "наши" разведчики перехватили шпионскую записку и почерк "врага народа" стал известен). Вероятно. Но не точно. Потому что наши вторые, третьи, четвертые сорвали правильный ход спектакля.
Помните старый фильм "Волшебная сила искусства"? Он состоит из трех отдельных короткометражек, и в одной из них рассказывается, как школьники младших классов "помогали" неуловимым мстителям. У нас был точно тот случай с поправкой на театр.
Актер в задумчивости стоял на сцене и рассуждал сам с собой на тему, кто именно может быть предателем. Когда он дошел до имени коварной блондинки, актер произнес "роковую" фразу:
- Нет, только не она! Она меня любит!
И все. Зал взорвался от детских криков. Кричали все, дружно, громко, изо всех сил:
- Это она, она! Мы видели!
И точно, мы видели встречу шпионки с теми, кто получал от нее информацию и даже знали их коварные планы! А "наш" военный ничего этого не знал! И разве могли мы сидеть спокойно, не участвовать в действии, когда решалась судьба "наших" а тот, кто сейчас принимал решение, готов был сделать ошибку, поверив шпионке
Надо отдать должное актеру - он если и растерялся, то совсем ненадолго. Почти сразу актер повернулся к залу и стал общаться с нами напрямую:
- Вы точно так думаете? Но она же меня любит!
Воодушевленные тем, что можем помочь, мы изо всех сил кричали, что "нет, не любит, это она шпионка!" Актер, как бы еще не желая соглашаться с нами, с сомнением сказал:
- Ну хорошо, я ее проверю.
- Проверьте, проверьте! - на это мы были согласны, это было привычно. Взрослые редко верят детям на слово.
На сцене появилась блондинка - по ходу действия она вошла в комнату, где был "наш" военный. Мы затаили дыхание. Вот почти в буквальном смысле слова. Сидели притихшие, как мышки, и ждали:"Что сейчас будет?!"
"Наш" сообщил блондинке, что едет в город и предложил ей составить список покупок к свадьбе (да, дело-то было серьезное, уже к свадьбе шло, не зря молодой военный так долго сомневался, верить нам или нет). Блондинка не хотела, придумывала причины - видимо, знала, что у разведчиков есть образец ее почерка. Но убедительных причин выдумать не удалось, список покупок пришлось составить и отдать "жениху".
Актер взял бумажку в руки, отошел ближе к краю сцены, глянул в зал и горько так, тяжело вздохнув, выдал заключение:
- Да, это она...
Зал опять взорвался от криков. Кричали разное, но в основном это было:
- Мы же говорили, мы сразу сказали, что это она шпионка!
Как закончился спектакль не помню совершенно. Вероятно, красавицу-шпионку арестовали, незадачливого жениха простили (потому как сам невесту и вычислил). Не помню финала, совсем. Эйфория была такая, что аж зашкаливало. Было полное ощущение "не зря прожитой жизни", причем у всего коллектива младшеклассников, участвовавших в поимке коварной злодейки.
Мы уходили со спектакля совершенно счастливые, довольные и собой, и временем, проведенным в театре. И представьте себе, каким было разочарование вторых-третьих-четвертых, когда мы вышли из театра и увидели на автобусной остановке весело болтавшую пару: "нашего" военного и красавицу блондинку. Актеры после дневного спектакля, вероятно, собирались поехать домой, отдохнуть или просто где-нибудь пообедать. Но для нас-то они не были актерами, они все еще были героями только что просмотренного спектакля!
Общее детское впечатление от того, что "наш" и "шпионка" снова вместе, было не просто шоком, это было потрясением, потерей веры в лучшее, разочарованием в актерах, в мужчинах... Тишина, так резко наступившая от увиденного, оглушила больше детского галдежа. Кажется, в этой тишине чей-то мальчишеский голос произнес четко и громко:
- Предатель!
Молодой актер смутился, даже чуть отступил от блондинки, она же, как я помню, продолжала улыбаться, видимо, смеясь над нашей реакцией.
Но нам, мелким и искренним, не было дела до таких нюансов. Мы дружно - уверяю, именно дружно, так же, как и кричали! - отвернулись от того, кого считали "нашим" и молча прошли мимо. Мы даже почти не обсуждали спектакль в классе, может, потому что чувствовали себя обманутыми? Нам опять не показали "настоящую" взрослую жизнь, не дали в ней поучаствовать Нас обманули, как и всегда взрослые обманывают детей, заменили "настоящее" подделкой...
Сейчас, вспоминая эту историю, я улыбаюсь своим детским чувствам. И понимаю, что, несмотря на разочарование, этот день был счастливым. Он подарил такую возможность быть искренним и открытым, которая не забывается уже никогда. И эта память помогает жить в нашем взрослом мире. Жить и верить в добро и любовь, изначально заложенные в сердце каждого человека...

Ссылка:  https://vk.com/photo-21506915_456240941

Возврат к списку