Издательство православной литературы
Для авторов    
Отдел продаж    
eMail    
Skype    

Верина радость


  26.06.2019
  Конкурс православного рассказа "Радости и печали моего детства"
Верина радость                                                                            1.
            Вера   перевернула последнюю страницу  и вздохнула. Как отличается  окружающий её мир  от того мира, в котором она жила несколько дней, читая удивительную историю Поллианны!  На эту  книжку  она случайно  натолкнулась в  школьной библиотеке. Имя автора  -  Элинор Портер – ни о чём ей не говорило, но симпатичное личико девочки  на обложке чем-то напомнило Вере  её саму.  Вместе с «Повестями Белкина», которые Маргарита Юрьевна задала  всем  восьмиклассникам прочитать летом, Вера положила перед  библиотекарем и эту тоненькую книжечку. Та равнодушно  записала номер в формуляр, затем, вскинув брови и посмотрев на девочку поверх  тонкой оправы очков, попросила её расписаться и, положив книги на стол, отвернулась. Наверное, ей была совершенно безразлична и судьба Поллианны, и судьба Веры. А ведь  многое в жизни человека зависит от того, какие книги он читал в детстве. Не  просто  иногда понять  подростку Пушкина и Лермонтова, Достоевского и  Толстого. До них ещё дорасти надо. Прочитать «для школы», потому  что задали – это одно, а чтобы  в душу вошло, всколыхнуло, перевернуло  всё  изнутри – особый дар иметьнадо. Воспитать сердце, разжечь его любовью– к каждому человеку, близкому и далёкому,  к каждой травинке,  к каждой зверюшке,  ко всему живому на Земле – совсем непросто.

                                                                             2.
Не выпуская из рук книжку, Вера подошла к окну. Судьба Поллианны, девочки-сироты из американского городка, тронула её детскую душу. «Как она, такая маленькая, смогла сделать  людям столько добра? - думала Вера, глядя из окна на ковылявшую мимо их  дома  хромую соседку  Петровну. – Неужели всё дело в игре, которой научил её отец? Поллианна умела радоваться, она была счастлива и делала счастливыми других. А я?  Разве я не могу быть такой?»
          Вера задумчиво села на кровать, положила книжку под подушку, потом  подошла к зеркалу и улыбнулась. Из зеркала на неё смотрело по-детски доверчивое лицо с зелёными глазами. «Я правда похожа на Поллианну, - снова мелькнуло в голове у Веры.  – Может, я смогу стать такой, как она?»  И вдруг она задумалась, сдвинула брови к переносице. «Конечно, как же  мне сразу не пришло в голову! Надо сходить к отцу Виктору, он  обязательно поможет   во всём разобраться».  Вера решительно встала, быстро набросила  лёгкое платье и выбежала из дома.

                                                                                    3.

      Вера  быстро шла привычным путем. Ещё нежарко припекало июньское солнышко, ласковый ветерок приятно обдувал  лицо. Торопливо свернув  направо, девочка  оказалась перед небольшой новенькой  церковью, которая появилась здесь всего три года назад. Старый храм, разрушенный ещё до войны, остался стоять заброшенным   возле  кладбища. Восстанавливать его из-за дороговизны  работ не стали, решили, что легче новую  церковь построить. Так и появилась в центре села  церковь   в честь иконы Божией  Матери «Всех скорбящих радость». Всем миром строили, лучшее место в селе выбрали – вроде и невысоко церковь стоит, а поднимешься на колокольню -  всё  вокруг видно: и Донец, и школу, и  небольшие ладные домики, и всю неописуемую красоту Верхоцкого. Год  назад в дом возле церкви  переселился со всей  своей многочисленной семьёй – матушкой Ольгой и четырьмя детишками -  отец Виктор, батюшка из города,Он сразу вызвал  у сельчан симпатию: добрый, тихий, приветливый. Скоро батюшка  стал частым гостем в сельской  школе. Антонина Александровна, директор, очень его уважала: стоило отцу  Виктору  слово сказать, как  самые отъявленные хулиганы исправлялись, двоечники учиться лучше начинали, а грубияны  и сквернословы при виде батюшки краснели и глаза опускали. А ведь отец Виктор никогда никого не ругал и даже не стыдил по-настоящему. Начнёт Антонина Александровна спрашивать, как  это у него получается, а он только улыбнётся в бороду и скажет:  «Любовью это всё делается, любовью».
    Вот так просто, без  навязчивых  нравоучений, получалось у батюшки пробуждать у ребят чувство стыда и раскаяния. Он умел замечать  в них даже маленькие росточки добра и  терпеливовзращивал эти ростки своей мудрой любовью.
                                                                            4.
     Золотой купол  приветливо  отливал на солнце, молодые берёзки у церкви  радостно  шелестели  нежными листочками, неугомонный птичий щебет приятно радовал слух. Вера несколько  раз была в храме на службе с бабушкой и мамой. Она не понимала, что говорит батюшка и о чём поёт хор, но крестилась и кланялась  при словах  «Господи, помилуй».
          Двери церкви были открыты. Вера робко перекрестилась и заглянула внутрь.  В алтарной лавке сидела бабка Полина. Она читала книгу, не замечая девочку.
- Здравствуйте! – громко сказала Вера. – Скажите, пожалуйста, где отец Виктор?
Старушка подняла глаза и строго сказала:
- Здравствуй, что кричишь? Здесь тихо говорить надо и благоговейно. Сегодня службы нет, вторник. У себя отец Виктор, в доме.
   Смягчившись, она улыбнулась девочке и подала тоненькую свечку.
- Иди,  поставь матушке Богородице. Да косынку повяжи на голову.
     Вера  неловко завязала чей-то полупрозрачный шарфик, взяла свечку и подошла к иконе. На неё смотрела Божия Матерь  с младенцем на руках.  Вера зажгла от лампадки свечу и, забыв о крестном знамении, поставила её на подсвечник. «Матушка Богородица, научи меня делать добрые дела, помоги мне стать счастливой», - произнесла она одними губами, не зная, как выразить словом  сумятицу мыслей в своей голове. Сердце забилось  чаще, ей вдруг захотелось заплакать, но  она сдержала себя, поцеловала икону и вытерла слезу. Бабка Полина,  углубившаяся в чтение, снова отложила книгу и,уже ласково глядя на  снимающую платок девочку, сказала:
-  Иди, милая, Господь поможет.
                                                                               5.
       Во дворе небольшого старого  дома  играли малыши – Анюта и Саша. Вера подошла  к ним. Она легонько  потискала пятилетнюю Анютку  и постучала в двери. Матушка Ольга, хлопотавшая на кухне, выглянула в окно и приветливо замахала  девочке рукой: «Ты к батюшке? Проходи в дом, он  в комнате».
Вера вошла в маленький коридорчик. Она  никогда не была  у отца Виктора, хотя  часто разговаривала с ним и в школе, и в церкви. Деревянный крашеный пол, старенькие ковровые дорожки.  Пройдя в комнату, Вера успела рассмотреть свежие  обои, тоненькие занавески из белого тюля, аккуратно заправленные кровати и письменный стол с компьютером. Вера даже не думала, что  батюшка  так скромно живёт.
Увидев Веру, отец Виктор ласково обнял её и перекрестил.
- Ну, что случилось, моя хорошая? Вижу, не просто так пришла, а с вопросом.
      Вера замялась. Сейчас её мысли  показались ей мелкими и ненужными.  Подумаешь, жаловаться пришла, что вокруг нет  людей,  нуждающихся в её  помощи, а  так хочется делать  добро и радоваться!
       Отец Виктор, заметив её нерешительность, не стал торопиться  с расспросами, а начал  что-то  рассказывать сам. Вера старалась внимательно слушать  его, но её мучила мысль, как объяснить  батюшке то, что её волнует.
- В жизни, Вера, часто всё наоборот бывает. Кажется, хочешь быть счастливее –  греби побольше, о себе заботься, для себя делай. Так и живут многие. Только счастье это короткое, земное. Делай счастливыми других, и сам счастлив будешь.
     И тут Вера   как очнулась.
- Я понимаю это, батюшка, да как же других счастливыми делать? Мне ведь только тринадцать лет. Что я могу? Я и радоваться не умею по-настоящему, как Поллианна.
     И Вера начала рассказывать отцу Виктору  про  девочку Поллианну и её отца, священника, придумавшего игру в то, чтобы всё время радоваться;  про тётю Полли  и Нэнси,  старушку мисс Сноу и мистера Джона. Отец Виктор внимательно слушал Веру и улыбался.
- Мне кажется, ты всё правильно поняла, Вера. Во всём, что происходит с тобой, ищи что-то хорошее и не забывай помогать  людям.
- Так ведь это и есть самое трудное. Никто не сломал ногу, как мистер Джон. Никто не прикован к постели, как мисс Сноу. Никто не нуждается в утешении, как тётя  Полли, и даже бездомного мальчика, как Джимми, нет. Наше село такое маленькое, кому помогать?
   Отец Виктор с любовью погладил Веру по голове.
-  Это хорошо, что ты думаешь о людях, Вера, очень хорошо. Такая чистая душа, как у тебя, обязательно получит утешение. Село наше пусть небольшое, да люди здесь добрые, душевные. Велика Россия, а держится на таких маленьких деревушках. Здесь твоя семья, твои корни, это твоя земля. Значит, и ты пригодишься здесь обязательно. Бог  пошлёт тебе того, кто нуждается в помощи. А пока сама посмотри  внимательно вокруг. Соседка твоя, Мария Петровна, ходит с трудом. Может, ей по хозяйству помощь нужна?  У Петра-лодочника сын  с невесткой  месяц назад разбились на машине, а дочка их малолетняя  у него теперь живёт. Зайди, с девочкой поиграй, книжку ей почитай. Вот и будет радость. Любовь к ближнему – это не пустые слова. Начнёшь с малого – большое увидишь. Радуйся каждой малости, людям радость дари – не заметишь, как счастье найдешь.
      - Спасибо, отец Виктор!  - тихо сказала Вера. – Я пойду?
      - Иди, иди с Богом. Родным поклон от меня передавай. А я тебя всегда рад видеть в доме. Приходи, если нужно.
                                                                           6.

                 День набирал силу. После разговора с отцом Виктором  Вере хотелось побыть одной,и она пошла на холм. Наверху ветер дул сильнее. Он  был уже  не тёплый, как утром, а порывисто-горячий, доносящий терпкий запах скошенной луговой травы. Верины волосы разметались по плечам, мелкие капельки пота щекотали  спину. Вот и скала. Вера  присела на колени и рукой отвела волосы назад. Сколько раз бывала она здесь, но не уставала любоваться этим видом. Внизу спокойно и величаво нёс свои воды Донец, негромко шелестели   серебристые тополя, по безмолвно высокому, чистому  небу  плыли редкие облака. Вот она, родная земля! Бесконечная в своём богатстве и красоте. Что может сделать она для людей, для своей родины, для России? Многое. Жить на родной земле и не бросать  её, предательски уезжая в город. Заботиться о своих близких и о тех,  кто живёт  рядом,  кто нуждается в помощи и внимании.
       Вера  вдруг особенно остро ощутила необъятность, мощь  и силу родной земли.  Она поднялась, раскинула в стороны руки, словно обнимая весь мир и, запрокинув голову назад, опустилась в мягкую траву. «Дари людям радость!» -  много раз повторяла она, глядя в бескрайнее небо, а над  её головой бежали в неведомую даль белые-белые облака.

Ссылка:  https://vk.com/photo-21506915_456240901

Возврат к списку