Издательство православной литературы
Для авторов    
Отдел продаж    
eMail    
Skype    

Святочная повесть


  30.06.2019
  Конкурс православного рассказа "Радости и печали моего детства"
Святочная повесть На святки принято собираться и гадать.

*
Во многих местах Российской Империи святки связывают с рождественскими обрядами и отмечают по церковному календарю — от Рождества до Крещения.
Cчиталось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением.
Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами, что выделяет эти дни из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
Также в эти дни возможен приход на землю с того света душ умерших и разгул нечистой силы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. («Википедия»)
**
Однажды две сестры решили собраться вместе и вдвоем погадать на будущую судьбу, на женихов.
Надо вам сказать, сестры были похожи друг на друга. Цвет волос, походка, говор – все было настолько похоже, что в темноте ночи невозможно было бы различить девчонок. Отличка была только в цвете их глаз: одна была голубоглаза, за что и прозвали ее люди Голубоглазка, а вторая имела глубокие темные очи, и прозвана была Темноглазка, но речь сейчас пойдет не об этом.
И вот уже глядя в зеркало, а они вдвоем заглядывали в него, боясь и ужасаясь своей смелости, в дверь кто – то постучал. А нужно вам сказать, что одна из сестер была богата, но богата своими трудами, а вторая была бедна от лени или от нежелания.
И вот в темноте ночи кто – то постучался в дверь
- Кто бы это мог быть? –  сказала та сестра, которая была посмелее.
- Ну, пойди и открой, небось, женихи, – сказала вторая сестра (она была немного зловредна).
Смелая девушка открыла дверь и на пороге она увидела человека, божьего посланца, как то это так пришло ей в голову, что она даже и не задумалась об этой мысли, и даже много позже вспоминая эту встречу не могла объяснить и вспомнить, как выглядел этот посланец. А между те выглядел он примечательно. Темный цвет ночи сглаживал черный оттенок кожи нашего героя, немного красноватый отблеск его глаз гасился блеском звезд на небе, а хвост и небольшие острые рожки на голове было малозаметны для человека, как если бы он не пригляделся бы и не приглядывался бы внимательнее.
Но не внешность нашего посланца привлекла внимание Голубоглазки, ибо это была она, смелая и трудолюбивая, а все ее внимание приковал к себе сверток, который держал посланец (мы будем и впредь его так называть). Там, в легком одеяльце была запелената маленькая девочка, чье нежное розовое личико, закрытые глазки и небольшой носик убедили девушку в том, что девочка станет со временем красива и что сейчас она спит.
Божьи посланцы принимают вид разных существ: надо только не судить по наружности, даже, возможно, и не по словам, которые он говорит, а по поступкам, которые он совершает, нужно всегда стремиться разобраться, что у человека внутри, на душе творится.
– Не могли бы вы приютить эту девочку? – спросил посланец, при этом он непроизвольно заскрежетал зубами, да не то зубами – во рту у него были самые настоящие клыки, а изо рта вырвалось пламя.  Но Голубоглазка даже не посмотрела на него – все ее внимание было приковано к ребенку. Она протянула руки – и этот жест более всего убедил посланца, что он сделал правильный выбор, зайдя именно в этот дом и постучав именно в ту дверь, где его дару были бы рады.
Он невольно вспомнил те двери, куда он стучался до этого, все те дома, которые казались ему наиболее подходящими для будущего этой малютки – невольно вспомнились ему и слова, которые он слышал каждый раз в ответ на свою просьбу – от краткого отказа «Нет, не нужен» до категоричных слов «У нас и так здесь своих хватает! Куда уж и этого еще?».
Дело в том, что у посланца была способность видеть судьбу человеческую, а судьба этого младенца будет необычной, так он решил для себя, и поэтому именно эту малютку он решил сам отнести на Землю и передать надежным людям.
Все это мгновенно промелькнуло в его умной голове – он передал ребенка девушке: данное ему поручение было выполнено.

***
Мальчишка родился в небольшом и шумном городке Мирзачуль. Это название врезалось в детскую память настолько. Что даже уехав из городка он будет вспоминать его всю жизнь. Городок был небольшой, узбекский с узкими улочками вдоль которых цвели, потом и вырастали, созревали и падали на землю абрикосы, персики, алыча. Трогать даже упавшие «абрики» было запрещено. В этом городке многое было под запретом особенно, если ты родился в русской семье. Если навстречу тебе шел пожилой узбек, нужно было кланяться, то есть проявлять уважение. Здесь во всем было поклонение старым пожилым людям, но только узбекам.
Мальчишка жил в домике с матерью и бабушкой. Был когда-то здесь и отец. Но потом что- то не заладилось у матери с отцом – и родители развелись. Мальчишка остался с матерью в Узбекистане, а отец (он был бухгалтером) уехал далеко – далеко, в Россию.
В принципе, детство было безоблачным, жарким и голодным. Он мог убежать купаться на арык – огромная яма полная водой, а мог просто гоняться с местной ребятней по улицам, устраивая всякие проделки и получая затрещины от прохожих.
По выходным в узбекских семьях готовили плов. Для этого казан выносили на улицу, разводили под ним огонь, вытапливали жир из кусков баранины, засыпали рис. При этом между собой переговаривались только на узбекском языке. От плова шел запах, да что там запах, такой аромат, что оставалось только глотать слюньки и потуже затягивать пояс, потому что в русских семьях было не принято готовить на улице. С тех пор любовь к плову осталась  в ребенке. Даже став старше, он очень любим не только сам плов, сколько процесс приготовления его: с этими всеми раскалить казан, бросить сало, жир, вытапливать жир, забросить куски мяса, баранины, если повезет, потом морковь, лук… Процесс приготовления растягивался аж до ночи. Зато ужинали  в его семье рассыпчатым вкуснейшим пловом, немного жирноватым, но сытным и таким вкусным….
Мать готовила все в доме на небольшой плитке. Чаще это была жареная картошка, яйца, колбаса. Позавтракав, пообедав, он убегал на улицу…
Однажды к ним в дом пришел пожилой уважаемый узбек с обвинением, что мальчик забрался к нему в голубятню, и несколько голубей пропала. Подразумевалось, что мальчишка съел или продал на рынке несчастных голубей. Узбек также попенял матери, что она плохо воспитывает своего ребенка.
И все шло свои чередом, крутилось, вертелось, пока не пришел ему черед идти в школу. В школе вроде были и уроки, вроде были и домашние задания, вроде даже отметки были неплохие, даже хорошие, но знаний не было. Когда мать начала «гонять» своего ребенка по предметам, она в ужасе связалась с отцом: «Если ты хочешь, чтобы твой сын получил образование, то приезжай и забери его к себе – здесь он научится только проказничать, бить стекла и в итоге не получит образования». Кроме того, мама собиралась замуж за узбека и считала, что в новой семье мальчику от первого брака нет места. «Отчим не заменит отца, и никогда не станет им», –  так думала мама отправляя сына к отцу и к мачехе. – «Хотя бы в Россию, хоть получит образование…»
Дальнейшая жизнь ребенка показала, как же она была права. Больше мать и сын не встречались. На похороны мамы сын не смог приехать, потому что в стране стало сложно с поездками, потому что это были 90 – е годы.
Дальше ребенка ждала, звала и манила Россия, опять небольшой городок Камышин, новая семья отца, сводные братья и сестры, мачеха.
Нет, мачеха не была злой и грубой, она была требовательной и настойчивой. Мальчику устроили переэкзаменовку, и выяснилось, что он еле справляется с программой начальной школы: считает он неплохо, но пишет по – русски с такими грамматическими, лексическими и стилистическими ошибками, что мачеха схватилась за голову. «Надо заново учить его русскому языку»,  – вот, что подумала она и начала заниматься каждый вечер с ребенком. Каждый вечер она учила мальчика правильно писать слова, диктовала словосочетания и предложения, учила говорить правильно.
Вскоре успехи ребенка заметили в школе – мальчик стал получать хорошие отметки, у него появились друзья – жизнь наладилась и… удалась.
Мальчик окончил школу, поступил в институт и выучился на инженера.
****
И сказано в Библии: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия 41:10)  и «Не оставлю тебя и не покину тебя…» (Послание к Евреям 13:5)

Ссылка:  https://vk.com/photo-21506915_456240865

Возврат к списку