Издательство православной литературы
Для авторов    
Отдел продаж    
eMail    
Skype    

Митрополит Климент: Беседа с совестью

  08.07.2023
  Культура
Митрополит Климент: Беседа с совестью В мае месяце на церемонии вручения Патриаршей литературной премии писатель Алексей Солоницын был удостоен патриаршего знака «За вклад в развитие русской литературы». У этого замечательного автора есть рассказ «Стыд». Он будет понятен всем: и детям, и взрослым. Взрослые вспомнят свой детский опыт, а дети, возможно, сами совсем недавно пережили что-то подобное.
Мальчишкам хотелось попробовать красивых спелых яблок из соседского сада. Ребятам почему-то даже не пришло в голову попросить хозяина сада, чтобы тот угостил их, они решили ночью пробраться в этот сад и нарвать себе яблок. На этом моменте хотел бы остановиться подробнее, потому что в реальности подростки, отправляясь в чужой сад за яблоками или совершая иные подобные «походы», считают это приключением, романтикой, и им хочется почувствовать себя «героями». А то, что это в первую очередь воровство, желание взять без разрешения чужое, отходит куда-то на дальний план. Но воровство от этого не перестает быть воровством.
Когда стемнело, ребята, проникнув в чужой сад, старались без шума собрать как можно больше яблок. Одному из них, самому смелому, захотелось сорвать самые сочные яблоки, которые росли близко к дому. И он решил рискнуть, но его учуяла собака и залаяла. Сразу на террасе зажегся свет и на крыльцо вышел хозяин. Подросток понял, что не успеет добежать до забора, и спрятался в кустах. Страх охватил его в эти минуты, он боялся, что хозяин сада может спустить с цепи собаку. Он слышал приближение шагов, видел хозяина в нескольких метрах от себя, и тот, как будто на него смотрел, а потом, через некоторое время повернулся и ушел домой.
Опасности для юного воришки больше не было, но и легкости никакой он не ощутил. Он понял, что хозяин, на самом деле, видел его, но не стал спускать собаку, не стал делать тому, кто проник в его сад и воровал яблоки, ничего плохого, а оставил наедине с его совестью.
Часть спелых яблок оказалась раздавлена, пока мальчик прятался, и они, недавно красивые на ветке и желанные, оказались выброшены. С другими герой не знал, что делать. Есть их уже не хотелось, домой принести, тоже не получится. Родители догадаются, что яблоки украдены, и его терзали мысли: «Зачем я вообще полез за ними? Чтобы не отстать от пацанов? Показать, что я храбрый, раз залез на самую ближнюю к дому яблоню?».
Внешне все прошло для главного героя вроде бы благополучно: не поймали в чужом саду, ничего не заподозрили родители… Но спокойно заснуть не получалось: его мучило чувство, которого он раньше не испытывал. В ту ночь он решил, что «лазить по садам больше не буду. Что никакое это не геройство, а совсем наоборот – воровство. И мне потому так плохо». Романтизация таких «набегов» на чужие сады и огороды для главного героя осталась в прошлом – это важный результат. Но должно было еще пройти время, чтобы он осознал, какое чувство тогда впервые испытал по-настоящему: тогда он «впервые испытал чувство стыла. Перед всеми – родителями, перед тем человеком, который стоял на дорожке и смотрел на него, уткнувшегося носом в землю. Перед всем миром. А значит, и перед Богом».
Можно ли сказать, что это рассказ в общем-то детский и о ребенке? Нет, это значило бы не понять его во всей полноте. Это рассказ для людей любого возраста. Это рассказ о человеке, потому что не только с кражей нескольких яблок из соседского сада бывают подобные истории и переживания. И хорошо, когда все заканчивается так: приходит осознание своей неправоты, плохого поступка, а последствия содеянного не привели к чему-то по-настоящему серьезному, т. е. осознание пришло вовремя и выводы сделаны правильные. Тут можно было бы нравоучительно приподнять брови и сказать что-то вроде: «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою» (Притч. 20: 17). Кто об этом не знает, кроме совсем маленьких детей?
Но, к сожалению, так бывает не всегда, когда человек на всю жизнь извлекает урок. Сколько людей любого возраста, совершая что-то плохое, воспринимают совершаемое как некую романтику, связанную с приключениями. Страшная ловушка, сломавшая немало судеб. Если человек называет вещи своими именами (например, «я собираюсь украсть или присвоить чужое», «я сознательно издеваюсь над человеком, стараюсь его унизить»), то шансов, что он сам поймет, насколько плохо то, что он делает, и откажется от этого – гораздо больше. А вот если он придумывает для чего-то подобного «красивые», романтичные слова, объяснения, то совершаемое уже не кажется ему самому столь отвратительным, он может далеко зайти в этом направлении. Еще хуже все становится с годами, когда человек отвыкает от честного диалога со своей совестью, что и порождает всякие неприятные явления вроде коррупции, вынесения ложных судебных приговоров («нужных»), выдача таких же «нужных» документов в строительной сфере и т. п., что с течением времени иногда выливается в невообразимые катастрофы. Перечислять можно много. «Маленькие детки – маленькие бедки». А корень зла – в нечестности.
Вернемся к рассказу. Если бы мальчик сразу подумал, что лезть в чужой сад за яблоками на самом деле не геройство, а воровство, возможно, он бы и не полез туда. Такое бывает с людьми любого возраста.
Подобно ребенку из рассказа, многие не задумываются, что делать с тем, что получено нечестным путем. Яблоки казались красивыми и желанными на ветках, но, после всего случившегося, часть из них помялась, а другие уже не выглядели желанными, и мальчик их есть не хотел. Принести домой, тоже казалось невозможным, и встает вопрос о смысле совершенного, а ответа нет. Так бывает и с любым подобным нечестным поступком. Полученное нечестным путем оказывается не таким, как представлялось, и сбывшаяся, казалось бы, мечта совсем не радует. С дорогими людьми, оказывается, поделиться невозможно тем, что приобретено с нарушением норм нравственности и требований совести. Это только кажется, что обман принесет немыслимую выгоду, а корень кроется в другом. «Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем», – говорил преподобный Никон Оптинский (Беляев). То есть – внутреннее содержание человека является решающим критерием всех его поступков.
Такие рассказы нужно читать всем. Художественное слово обладает огромной силой. Я уверен, что рассказ «Стыд» способен остановить многих из тех, кто готов совершить проступок, о котором сам же потом будет жалеть. Эти проступки и их последствия могут быть разного масштаба. Выбор есть – нужно вовремя остановиться, зачем своими же руками создавать себе лишние проблемы?

Источник:  http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=207270